Доклад лидера партии Г.Ю. Семигина

Доклад лидера партии Г.Ю. Семигина на VI Съезде партии
«Поднять уровень жизни граждан, Развивать российские регионы»

Структура доклада:

Введение
1. Развитие экономики
2. Состояние и развитие регионов
2.1. Наиболее серьезные общие проблемы регионов
2.2. В чем же причины социально–экономических проблем в регионах?
2.3. Кто за все это отвечает
3. Основные предложения партии
4. Деятельность партии и ее задачи
4.1. На федеральном уровне
4.2. На региональном уровне
Заключение

Введение

Уважаемые делегаты и гости Съезда!

Политической партии «патриоты россии» недавно исполнилось 8 месяцев со дня создания. Она объединила в своих рядах многих патриотов нашей страны. Сегодня мы имеем полное право заявить, что политическая партия «патриоты россии» состоялась, развивается и действует в интересах граждан России.

Наша цель известна – великая, сильная, влиятельная, процветающая Россия, в которой обеспечено благополучие и счастье каждого человека, его семьи и всего российского народа.

На сегодняшнем Съезде мы рассмотрим целый ряд вопросов, имеющих важное значение для развития страны и для развития нашей партии.

Всю свою деятельность мы подчиняем реализации общей национальной идеи, решению крупнейших общенациональных задач и проектов, изложенных в нашей новой Программе партии.

Именно с этих позиций мы анализируем и оцениваем состояние и развитие нашей страны и, что самое главное, уровень развития регионов России, где реально живет каждый наш соотечественник, каждый россиянин.

Недавно подводило итоги и оценивало свою деятельность  действующее Правительство России. В целом оно этими итогами довольно, и свою политику считает правильной.

Оценивает состояние страны, политику власти и наш  народ, каждый российский гражданин. —  Оценивает по реальному уровню своей жизни, по тем проблемам, которые приходится ежедневно переживать и решать. Проводимые социальные опросы показывают, что  60–70% россиян не удовлетворены своей жизнью,  и тем, как развивается Россия и ее регионы.

Оценивает развитие нашей страны и международное сообщество: ООН   и многие другие    международные    организации.  Они отводят России по наиболее значимым показателям места в лучшем случае в середине общего списка стран мира — 50–60-е позиции, а чаще всего — среди наиболее бедных и слабых государств.

Объективно оценивая результаты развития страны, политическая партия «патриоты россии» и Народное правительство выделяют ряд положительных тенденций. Это некоторый рост по ряду показателей промышленности, транспорта, строительства, торговли. Укрепилось финансовое положение страны. Есть определенный рост доходов граждан.

Но объективный анализ, сделанный политической партией «патриоты россии» и Народным правительством показывает, что важнейшие параметры развития экономики и уровня жизни народа ухудшились.

И именно поэтому мы признаем итоги социально–экономической политики действующей власти неудовлетворительными.

1. Развитие экономики

Во-первых:
Задача удвоения ВВП к 2010 году окончательно провалена,  так и не успев стать «общенациональной идеей». Темпы роста ВВП снизились с 7,2% в 2004 году до 6,4% в 2005 году.

Рост промышленности упал с 8,3% в 2004 году до 4% в 2005 году — более, чем в 2 раза.  В январе–феврале 2006 года торможение роста промышленности продолжалось.

Заметных структурных сдвигов не произошло. Основной рост экономики и экспорта дают добывающие отрасли.

При этом рост добычи   нефти и газа замедлился почти в  4 раза,   что для экономики России имеет критическое значение.

В станкостроении, автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности и ряде других отраслей — спад производства.

в    2005   году  рост   производства    сельскохозяйственной    продукции    —  в   1,5 раза ниже, чем в 2004 году.

Снижаются темпы роста инвестиций и обновления основных фондов. Основные инвестиции по-прежнему направлены в добывающие отрасли, что дает огромные прибыли инвесторам, но не работает в интересах населения России.

Инфляция  в 2005 году зашкалила  далеко за обещанный действующим правительством предел. Реальные показатели находятся в диапазоне 16-32% по основным позициям.

Каждая семья на себе почувствовала скачок цен и тарифов:

  • в январе-феврале 2006 года цены повысились на 4,1%;
  • за коммунальные услуги — сразу от 15% и выше. ЖКХ просто душит страну и наших граждан;
  • на овощи и фрукты — больше чем на 25%;
  • на сахар — на 44%;
  • на соль — в 2–3 раза;
  • и т.д.

Серьезно подорожало сразу все — проезд на транспорте, бензин, медицинские услуги, детские сады и т. д. Такой удар мало кто может безболезненно выдержать среди большинства российских граждан.

Таким образом, вместо ускорения социально–экономического развития страны ускоряется только рост инфляции.

И это несмотря на то, что правительство уже не в первый раз рассматривает и утверждает так называемые антиинфляционные меры и программы.

Что предлагает  действующее правительство? — «Сдерживание» социальных расходов, и без того крайне недостаточных, и торможение роста доходов населения, и без того крайне низких.

Мы твердо убеждены, что это — аморально и бесчеловечно.

Это — непрофессионально, а потому совершенно неэффективно.

Подавляющее большинство граждан живет в постоянной нужде, многие — в нищете.

Доходы большинства граждан низкие. В феврале в среднем по России — чуть больше 8 тыс. рублей на душу населения в месяц. Но во многих регионах, в миллионах семей  — значительно меньше:    всего   от   2   до   4–5 тысяч рублей.  Это — семьи с детьми, семьи сельских тружеников, учителей, врачей, военнослужащих и многие другие.

На эти деньги  невозможно не только купить собственное жилье, автомобиль, компьютер, получить качественную медицинскую помощь,  но даже  более-менее сносно питаться и одеваться,  воспитывать и учить детей.

Еще одна застарелая болезнь — неприемлемый разрыв в доходах.

Между зарплатой сельского труженика (к слову, самой низкой в стране) и зарплатой министра — в 15 раз. В сравнении с высокопоставленными менеджерами (РАО ЕЭС, Газпром и др.) — в 50–80 и более раз. А про доходы  известных покупателей футбольных команд, роскошной заграничной недвижимости — и говорить нечего. В наиболее развитых странах этот разрыв —  не  более  6 раз.  А критический для социальной стабильности разрыв — в 10 раз.

Многие и у нас в стране, и за рубежом задают законный вопрос — почему Россия, одна из богатейших по природным ресурсам стран,  живет так бедно и длительное время переживает значительные трудности?

Для патриотов России ответ совершенно очевиден: главная причина — в социально–экономическом курсе, который осуществляет на протяжении многих лет действующая власть.

Этот курс не отвечает национально–государственным интересам страны, интересам большинства наших граждан.

Этот вывод подтверждается также зашедшими в тупик реформами и тем, как  правительство пытается  пригасить так называемыми национальными проектами недовольство народа.

  •  во-первых, ни одна из реформ не решила наиболее острых проблем в регионах и стране в целом. В большинстве случаев результаты — совершенно противоположные;
  • во-вторых, объявленные властью «национальные проекты», по существу, таковыми не являются, поскольку они не выводят регионы и Россию на решение значимых для государства и народа проблем. Это — хаотичная и потому неэффективная раздача бюджетных средств. Это — латание огромных дыр миниатюрными заплатками.

Вообще, надо раз и навсегда понять, что национальным может называться только такой проект, который выводит на эффективное решение серьезных общенациональных задач. И причем, не в отдаленной  прекрасной перспективе,    когда,    как    сказал    великий    русский    поэт    А.Н. Некрасов,  — «жить уж не придется ни мне, ни тебе», а уже в ближайшие годы.

2. Состояние и развитие регионов

Уровень и качество жизни граждан, прежде всего, зависит от того, в каком положении находятся российские регионы. А оно для большинства субъектов Федерации — далеко не блестящее.
2.1. Наиболее серьезные общие проблемы регионов

В числе наиболее серьезных общих проблем регионов:

  • неравенство субъектов Федерации в экономическом развитии. Более того это неравенство продолжает усугубляться;
  • финансово–экономическая слабость большинства регионов;
  • нарастающее межрегиональное неравенство в уровне жизни граждан;
  • кризис всей социальной сферы субъектов Федерации;
  • кризис ЖКХ;
  • безработица, достигшая по официальным данным около 6 млн. человек;
  • критическая ситуация в демографической сфере;
  • целая группа регионов имеет особые, специфические проблемы, которые не решаются годами.

2.2. В чем же причины социально–экономических проблем в регионах?

1. Неадекватность региональной политики федерального центра.

Во-первых, за полтора десятка лет ни в одном из регионов не решена ни одна из наиболее острых и неотложных проблем.  — Большинство проблем продолжают усугубляться и обостряться.

Во-вторых, не выработана сама Концепция региональной политики федерального центра в современных условиях и на перспективу.

В-третьих, на словах выступая за укрепление и развитие Федерации, федеральная власть, на самом деле, стремится к полной зависимости регионов от федерального центра:

Прежде всего, несправедливо делятся бюджетные доходы.

В 2006 году в федеральный бюджет из регионов должно поступить  около 60% всех налоговых доходов и около 90 % всех неналоговых доходов.

В результате регионы и муниципалитеты не имеют средств для осуществления своих законодательно закрепленных  полномочий.  Не говоря уже о возможности что-то дополнительно сделать для людей.

В 2005 году федеральные дотации не получали только 22 региона (так называемые регионы–доноры).

67 субъектов Федерации, или 75%, являются финансово несостоятельными. — Это более чем убедительный «антирезультат» региональной политики федерального центра.

Несправедливо и необоснованно, без  должного финансового обеспечения распределяются полномочия.

Все больше значимых полномочий концентрируется в Правительстве России, федеральных министерствах и ведомствах:
— это и распоряжение бюджетными средствами;
— распоряжение недрами;
— распоряжение историко–культурным достоянием и т.д.

Все больше сложных и затратных полномочий передается субъектам Федерации и муниципальным образованиям.

Власти субъектов Федерации (а также и органы местного самоуправления) становятся неспособными самостоятельно  содержать школы и больницы,  обеспечивать региональные и местные доплаты к пенсиям, пособиям, стипендиям, поддерживать малообеспеченных и других нуждающихся граждан.

Еще один важнейший аспект – в России введено фактическое назначение губернаторов федеральным центром.

Резко сужены возможности выражать и отстаивать свои интересы через федеральные представительные органы:

— отменены одномандатные округа по выборам в Госдуму;

— назначаемые члены совета Федерации — почти сплошь москвичи;

— и Госдума, и Совет Федерации фактически исполняют решения федеральной власти, прежде всего — Правительства России.

Федерация превращается, таким образом, в унитарное государство.

2. Не выработано единой системы  и эффективных механизмов выравнивания уровня социально–экономического развития регионов.

Непродуманные и неподготовленные «реформы резко усложняют и парализуют перспективу социально–экономического развития регионов.

Реализуемые федеральные целевые программы по многим вопросам между собой не согласованы.

Отсутствует единый подход Правительства России к развитию субъектов Федерации.

Самое главное — действующие сегодня критерии и механизмы финансовой помощи регионам  в принципе не отвечают задаче выравнивания экономического и социального развития регионов:

  • дотации — это все та же раздача бюджетных средств, недостаточных для радикального решения региональных проблем;
  • специальный федеральный финансовый план по инвестициям в экономику регионов (по приоритетным проектам с учетом региональных проблем и особенностей) —отсутствует.
  • В результате — финансовое состояние большинства субъектов Федерации остается кризисным.

Один из реальных наиболее значимых резервов улучшения жизни жителей регионов — обеспечение справедливого природопользования. Но недрами распоряжаются  в Москве, и не всегда правильно.

Или, например, еще и такой крайне болезненный для регионов вопрос. Многие крупные компании, предприятия которых работают на территориях республик, краев, областей, округов, стремятся располагать свои центральные офисы в Москве и Санкт–Петербурге. В результате — регионы оказываются без крупных налоговых доходов. Достаются же им социальные проблемы работников этих предприятий, испорченная экология и другие острые вопросы, на решение которых средств нет.

Нам необходима новая, современная и эффективная региональная политика федерального центра.

2.3. Кто за все это отвечает

Все то, что происходит в государственном строительстве, экономике, социальной сфере страны и регионов — это результат абсолютного доминирования федерального центра, который  не учитывает интересы, проблемы и предложения регионов.

И в связи с этим мы, патриоты России, подчеркиваем один принципиально важный момент.

Теперь, когда граждане не избирают губернаторов, а они фактически назначаются федеральным центром, когда «партия власти» в большинстве не только в Государственной Думе и Совете Федерации, но и во всех региональных парламентах, — ОНА и несет всю полноту ответственности за то, в каком состоянии находится страна и регионы, за то, как живут российские граждане.

3. Основные предложения партии

Политическая позиция и фактический план действий партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» изложены  в нашей  Программе.

Вот наши предложения, именно за них будут бороться Патриоты России.

Прежде всего, это:

1. Полная смена целей и содержания экономической и социальной политики федерального центра по отношению к регионам.

2. Остановка или значительная корректировка в интересах народа проводимых реформ.

3. Пересмотр бюджетных и в целом финансовых отношений между федеральным центром и регионами.

Прежде всего — это  справедливое распределение бюджетных доходов — пропорционально затратам на законодательно закрепленные полномочия регионов и муниципальных образований.

Другое, что необходимо — это сформировать федеральные инвестиционные программы и проекты, способные конкретные субъекты Федерации вывести на новый уровень экономического и социального развития.

Мы выступаем за то, чтобы уже сейчас средства Стабилизационного фонда были направлены на развитие в регионах инновационных отраслей промышленности, модернизацию ЖКХ, агропромышленного комплекса, укрепление здравоохранения, рост зарплаты бюджетников, поддержку семьи, материнства и детства и т.д.

В налоговой системе мы будем добиваться  установления такого порядка, чтобы компании уплачивали налоги в бюджеты регионов и муниципальных образований по месту нахождения их предприятий независимо от расположения центральных офисов. Необходимо ввести прогрессивный подоходный налог, а также налог на приобретение предметов роскоши.

4. В стране должен быть утвержден единый федеральный и региональный  социальный стандарт.

Он должен включать современные  приоритеты социальной политики. Нормы и нормативы уровня жизни граждан, не уступающие развитым странам мира. Экономические коридоры цен и тарифов на наиболее значимые товары и услуги и т. д.

5. Необходима модернизация национальных проектов таким образом, чтобы, они выводили на результативное решение крупных национальных задач.  В том числе:

1-я задача — консолидация всего общества на восстановление здоровья нации, радикальный выход из демографического кризиса.

Улучшение демографической ситуации вообще должно стать самой главной национальной задачей,  ибо без ее  быстрейшего решения все национальные проекты просто теряют смысл.

2-я задача — решение жилищной проблемы.

Разработать и принять Национальную программу решения жилищной проблемы и модернизации ЖКХ.

 3-я задача — вывод образования на передовые рубежи в мире.

Незамедлительное введение всеобщего обязательного бесплатного полного среднего и начального профессионального образования.

Обеспечение необходимых условий для получения качественного образования детьми и молодежью. И, прежде всего, — создание необходимой материально–технической базы (строительство и ремонт зданий школ,  профтехучилищ, вузов и т.д.).

Модернизация обучения на основе информационных технологий.

4-я задача — защита и развитие отечественной культуры.

Должны быть реализованы национальные проекты по культуре,  охватывающие решение всех наиболее острых проблем этой стратегически важной для страны сферы;

5-я задача

— возрождение села и сельского хозяйства.

— Прежде всего, радикальное увеличение финансирования и инвестиций;

— восстановление сельскохозяйственного машиностроения;

— благоустройство села (дороги, телефонизация и компьютеризация, бытовые услуги);

— развитие социальной сферы на селе;

— ликвидация сельской безработицы.

6.  Мы предлагаем основательно просчитать последствия  объединения субъектов Федерации, а также изменения их внутреннего административно–территориального устройства.

7. Разработка и осуществление адекватной миграционной политики  государства. 
Политическая партия «патриоты россии» и Народное правительство рассмотрели этот вопрос и выработали пакет предложений по его решению. Эти материалы опубликованы в СМИ и получили положительную оценку.

Для приграничных регионов должны быть выработаны специфические меры. В частности:

  • по снижению оттока населения в другие регионы России;
  • по стимулированию притока граждан, в первую очередь, трудоспособных, из других регионов;
  • по стимулированию роста рождаемости;
  • по более строгому регламентированию въезда граждан приграничных государств, лиц с двойным гражданством и без гражданства,  ограничению приобретения ими недвижимости и исключению приобретения в собственность земельных участков, а также исключению их компактного расселения, создающего угрозу территориальной целостности России.

8. В политической сфере мы предлагаем и будем отстаивать решение задач, определенных в нашей Программе, и в первую очередь следующих:

  • восстановления прямого избрания власти гражданами:

— губернаторов, руководителей муниципалитетов; 

— депутатов Госдумы по одномандатным округам;

— прямое избрание членов Совета Федерации);

  • отмены всех политически мотивированных ограничений на проведение народных референдумов
  • и т.д.

4. Деятельность партии и ее задачи

Мы понимаем, что партии, не обладающей властью, в России действовать непросто.

Задача всех наших партийных организаций в республиках, краях, областях, округах — уже сейчас непосредственно участвовать в решении доступными нам способами самых неотложных вопросов и проблем жителей, конкретных граждан.

Реализация целей и задач, определенных в Программе партии и утвержденном Народным правительством Новом курсе России станет главным содержанием нашей деятельности в интересах развития регионов и всей страны.

4.1. На федеральном уровне

1. Партия разрабатывает и предлагает народу и обществу:

  • стратегическую (до 2050 года) и среднесрочную (до 2025 года) Программы социально–экономического развития России;
  • модели политической, экономической, социальной и правовой систем России;
  •  ежегодные альтернативные документы и предложения по основным направлениям развития страны;
  • пакеты законопроектов, направленных на обеспечение эффективного развития экономики и социальной сферы России и регионов.

2. Мы разрабатываем    и    предлагаем специальную    Концепцию региональной политики Российской Федерации.

3. Мы выступаем с инициативой перехода к новой системе формирования бюджета страны — разработке и утверждению консолидированного бюджета России и консолидированных бюджетов регионов.

При этом будет устранено навязывание бюджетных параметров «сверху», а участие регионов и муниципальных образований в их формировании поможет преодолению перекосов в распределении бюджетных средств.

4. Мы еще на V  Съезде партии предложили и конкретизируем сейчас общие основы общенациональной идеи и национальных задач России.

Мы разрабатываем свои национальные проекты.  Из них на стадии завершения — национальные проекты по демографической ситуации, медицине и ЖКХ.

В частности, в 50 регионах мы уже проводим специальную акцию «Коммунальная анкета»,  призванную дать объективное представление о состоянии жилищной сфере и ЖКХ непосредственно в субъектах Федерации, городах и селах.

5. Принимаемая   нами   сегодня Программа   партии   —  это также принципиальный шаг вперед. Она значительно отличается от принимавшихся ранее патриотами России документов.

Программа в практической своей части рассчитана до 1 июля 2007 года.

Она четко определяет, что должна сделать наша партия в регионах и стране, не имея власти.

При этом, нами уже заявлено, что в этой работе мы опираемся на Новый курс России и другие наши документы, не имеющие аналогов в стране.

4.2. На региональном уровне

1. Партия приступила к выработке и реализации в регионах целой группы социальных, экономических, научных, культурных проектов  и других реальных дел ведущих к решению неотложных проблем их жителей.

2. Мы ставим основную задачу перед всеми нашими партийными организациями и членами партии в регионах:

Главными в своей деятельности считать повседневные практические дела для жителей своих республик, краев, областей и округов, городов и сел.

Эти дела должны быть направлены на созидание, с определением сроков исполнения и конечных конкретных результатов. В этом — основа нашего авторитета и влияния на положение дел в регионах и стране в целом.

Во имя достижения наших программных целей и задач мы готовы к объединению усилий с другими законно действующими в нашей стране политическими и общественными силами.

Заключение

ПАТРИОТЫ РОССИИ, как партия, стали заметной политической силой.

Мы реально участвуем в выборах и уже добиваемся некоторых позитивных результатов.

Люди поверили, что мы действительно сможем изменить их жизнь к лучшему, и я уверен, что делегаты нашего Съезда, региональные отделения, члены партии «патриоты россии» своими делами оправдают их чаяния и надежды.

Наша цель – «Счастливый человек, счастливая страна».