Марш Героев: Сухов Иван Степанович

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза как высшая степень воинского отличия. И не все знают, что первым из числа наших земляков Героем Советского Союза стал Иван Степанович Сухов, уроженец Белорецка.

Иван Сухов родился 19 сентября 1907 года в селе Белорецкий Завод (ныне город Белорецк) в семье рабочего. После окончания семилетней школы работал речником, ремонтным рабочим на Белорецкой железной дороге, грузчиком на Белорецком металлургическом заводе, мастером-гвоздарем на проволочно-гвоздильном заводе (с 1919 по 1928). В РККА был призван в сентябре 1928 года, учился в Объединенной татаро-башкирской военной школе в Казани - военном училище (сейчас это Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище), которое окончил в 1931 году, затем закончил 3-ю объединенную школу летчиков в Оренбурге.

В 1935 году Иван Сухов окончил высшие курсы штурманов бомбардировочной авиации в Ейске, был штурманом 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи БВО. Штурман Иван Сухов участвовал в национально-освободительной войне в Китае в 1938 году, совершил 28 боевых вылетов на бомбардировщике СБ и был награжден орденом К расного Знамени.

Весной 1938 года Иван Сухов бомбовым ударом тяжело повредил японский легкий авианосец (корабль-авиаматку), самолеты которого не смогли подняться для перехвата.

Писатель А.Афиногенов рассказывает о Сухове и его подвиге:

«Про Сухова так говорили: штурман божьей милостью, истинный представитель культурных людей в авиации, но пользуется своими приемами. Прицелу будто не доверяет, бомбит по наитию, через носок унта. Иван Степанович на это обижался: я, говорит, не шаман, я укладываю бомбы на заказ и по науке!..».

«Пошли бомбить переправу через Янцзы, а облачность - до земли, видимость над целью - ноль. Штурман Сухов Иван Степанович говорит: «Командир, вверх по Янцзы погода лучше, пойдем туда...»

Японцев врасплох не поймаешь.

..Ведь сколько за этой авиаматкой гонялись.. Один экипаж застукал ее на ходу, а система сбрасывания не сработала... как заговоренная. Водит за нос и не дается... А Иван Степанович ее учуял. Замаскирована, конфигурация изменена, наподобие какой-то дамбы с мостками, крейсера ее прикрывают. Сухов вначале-то за крейсер зацепился, его увидел, потом авианосец... «Командир, шесть градусов левее!.. Бьем по «Барыне» с ходу!» «Где?.. Куда?.. Не вижу!.. - Не примерещилось, Иван?»

Крейсера ощерились, шпарят из всех стволов, Иван Степанович клещом в находку впился. «Три градуса, - дышит, - так держать!..»

Наша бомба влетела в дымовую трубу авиаматки. Разведка сразу просигналила, потом японские газеты писали: бомба разорвалась в дымовой трубе...»

В Ханькоу, когда оформляли наградные, командир, капитан Хрюкин, заявил: «Во главу списка поставить Сухова. Принципиально. Поскольку штурман экипажа активным поиском и уверенным маневром обеспечил ликвидацию важного военно-морского объекта».

Скорее всего, группе Хрюкина удалось повредить легкий авианосец «Хосё», который после возвращения в Японию был поставлен на капитальный ремонт и ремонтировался до октября 1940 г., или «Рюдзё», в конце 1939 г. выведенный в резерв и вновь вошедший в состав флота лишь в июне 1941 г.

22.02.1939 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, капитан Сухов Иван Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза.

В дальнейшем Иван Степанович Сухов участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, в советско-финской войне. В годы Великой Отечественной войны он сражался с врагом в Прибалтике и Заполярье, на Курской дуге и в битве за Днепр, освобождал Правобережную и Западную Украину, поддерживал с воздуха наши войска при штурме Берлина и Праги.

После войны Иван Степанович Сухов работает в городе Реутов Московской области штурманом-испытателем авиазавода №51. Участвовал в испытаниях прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции В.Н.Челомея на летающих лабораториях Ту-2ЛЛ и Пе-8ЛЛ.

В 1950-58 гг. - штурман-испытатель НИИ самолётного оборудования в г.Жуковский Московской области. Участвовал в испытаниях различного оборудования на самолётах Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28.

Умер Иван Степанович в октябре 1976 г. Ему было 69 лет, значительную часть которых он отдал авиации и службе Родине.