Доклад лидера партии Г.Ю. Семигина

ДОКЛАД лидера партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Г.Ю. Семигина на 1 этапе VIII Съезда партии 23 ноября 2008 года
«О развитии социально-экономической и политической ситуации в стране»

ВВОДНАЯ

Уважаемые делегаты и гости Съезда! Уважаемые члены Народного правительства! Дорогие друзья!

Сегодня в ходе VIII (внеочередного) Съезда политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» мы рассматриваем первый вопрос повестки дня совместно с министрами Народного правительства. Это связано с необходимостью совместными усилиями дать предметный анализ текущего положения дел в экономике, социальной сфере, развитии политической системы нашей страны.

Во всем мире бушует экономический кризис. Сегодня очевидно, что он развивается и в России. Мы видим, что президент и правительство предпринимают экстренные меры для нормализации положения, и ряд этих мер, безусловно, поддерживаем. Однако нас серьезно беспокоит происходящее в экономике и социальной сфере. Тем более, что по нашим расчетам худшие времена нас могут ждать впереди.

Должен заметить, еще осенью прошлого года мы были единственными, кто открыто и на всю страну предупредил народ о грядущих социально-экономических трудностях. Мы предсказали этапы кризиса и его начало с проблем на фондовых рынках, затем с банковской ликвидностью, а позже с развитием промышленности, строительства и всей рыночной инфраструктуры. Мы предвидели, что инфляцию не удастся обуздать без устранения колоссальных перекосов в самой экономике. Мы указывали, что опережающими темпами будут расти цены на продукты питания, услуги ЖКХ и топливо.

К сожалению, наш прогноз оказался самым точным. Сегодня в этом может убедиться каждый.

Но мы не только предвидели трудности. Еще до появления Стратегии-2020 мы представили стране и народу десять важнейших Национальных задач. За 2,5 года партия реализовала более 500 экономических, социальных, научных и культурных проектов в регионах. Часть из них мы запустили еще до начала государственных национальных проектов, показав как можно решать проблемы людей, не имея ни государственной власти, ни государственных денег.

Партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и Народное правительство не претендуют на славу Нострадамуса и других великих предсказателей. Но сейчас, когда вокруг только и говорят, что предвидеть нынешний кризис не было никакой возможности, мы хотели бы напомнить о своих прежних оценках и прогнозах. Замечу, оценках и прогнозах, опубликованных в средствах массовой информации: в газетах, на радио и телевидении, в сети Интернет и так далее.

НАШИ ПРОГНОЗЫ И

РЕАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ

Первое. Еще два года назад мы назвали главный нерешенный вопрос в стране – это фундаментальный вопрос о собственности.

Мы показали, что сегодня в нем остаются колоссальные перекосы. Львиная доля всей собственности в стране оказалась в руках «золотой тысячи» самых богатых семей России. У всех остальных граждан – нет никаких серьезных активов.

Вопросам собственности мы посвятили отдельное заседание Народного правительства 19 апреля 2007 года. Тогда с фактами и цифрами мы показали, что приватизация 90-х годов во многом протекала незаконно, а ее итоги оказались прямо противоположными тем, которые заявлялись в начале.

Особое внимание мы уделили анализу того, какое влияние оказывает перекошенная структура собственности в России на важнейшие социально-экономические процессы в стране. И пришли к четким выводам. Сверхмонополизация важнейшей собственности оказалась главным препятствием на пути перехода России к инновационной экономике, закрепила сырьевой вектор экономического развития страны. За счет наращивания монопольных цен и тарифов она подстегивала инфляцию, привела к невиданному размаху коррупции и стала главным тормозом на пути формирования в стране полноценного среднего класса.

Тогда же мы предложили исключительно законные и справедливые механизмы возврата незаконно приватизированной собственности государству и народу. Мы показали, что нужно сделать, чтобы эта собственность сразу стала работать на каждого гражданина и каждую семью, принося им дополнительный, ощутимый и стабильный доход.

К сожалению, мы не были услышаны. Власть продолжала курс на закрепление прежней структуры собственности, созданной в интересах спекулятивного капитала. Более того, все эти годы она, по сути, никак не ограничивала этот капитал в его активности. В том числе и в таких принципиальных вопросах как значительные внешние займы под гарантии государства, достигшие к ноябрю текущего года астрономической суммы в более чем полтриллиона долларов. Которые теперь придется отдавать, чтобы спасти олигархов от возможного банкротства. В итоге сегодня мы имеем ситуацию, когда правительство само и впервые поднимает вопросы о возможной национализации стратегических производств.

Второе. С момента создания партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и Народного правительства в фокусе нашего внимания неизменно оставалась еще одна болезненная проблема – это рост цен и опережающие темпы инфляции.

Этому вопросу мы уделяли внимание практически на каждом партийном мероприятии, на каждом заседании Народного правительства. И неизменно отмечали, что вот уже девять лет как у правительства ежегодно не получается удержать инфляцию, в плановых рамках, которые они сами себе установили.

Нет оснований полагать, что исключением станет и нынешний год. Так всего за 10 месяцев текущего года официальный рост цен составил 11,6% при первоначальном официальном прогнозе в 8,5% годовых. При этом, по самым оптимистичным подсчетам независимых экспертов реальная инфляция сегодня уже составляет более 15% годовых. К концу года этот показатель может превысить и 20%-ный рубеж.

В чем же причины такого положения дел? Об этом мы тоже неоднократно говорили, отмечая, что страна оказалась зажата в ножницах высоких цен и низких доходов. Эти ножницы, буквально, по живому режут российские семьи. Еще в октябре 2006 года мы назвали главные причины инфляции ни одна из которых не устранена и по сей день. Это – право-либеральный социально-экономический курс, несправедливое распределение национальных богатств, дикая монополизация экономики и ряд других.

Третье. С первого дня формирования в России государственных денежных накоплений, сначала в виде Стабилизационного фонда, а затем в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, нас серьезно беспокоило размещение этих огромных средств в иностранных облигациях и валюте. Замораживание общенародных средств мы назвали «серьезной политической, экономической и социальной ошибкой».

К настоящему времени ситуация в корне не поменялась. И хотя сейчас государственные резервы уже распечатаны, они по-прежнему недоступны для простых россиян. Неизвестной остается судьба и той части средств, которая была размещена за границей. А ведь «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и Народное правительство не только выступали против вывода 560 млрд. долларов за рубеж, но и предложили четыре основных направления безинфляционного вложения этих денег в экономику и социальную сферу России. Причем вкладывать их можно и нужно было так, чтобы никакой кризис не был нам страшен.

Четвертое. Мы предлагали уделить особое внимание семье, как одной из цементирующих основ нашего общества. Для этого, мы предложили считать бюджет страны от бюджета каждой российской семьи, ее потребностей, доходов и расходов.

Мы предлагали механизмы создания новых рабочих мест, как для мужчин, так и для женщин с детьми. Причем создания рабочих мест, в основном, для коренного населения, а не для мигрантов.

«ПАТРИОТЫ РОССИИ» и Народное правительство предложили, как сделать ипотеку доступной не только для избранных, но для всех граждан России. Мы показали, как оптимизировать коммунальные тарифы, чтобы граждане перестали оплачивать воздух.

Мы показали за счет чего, и какими методами можно эффективно развивать ситуацию в образовании и медицине, какую пользу государству могут принести его здоровые и образованные граждане.

Наконец, еще в ноябре прошлого года, мы единственными в стране, выдвинули концепцию создания финансовой подушки безопасности для каждой российской семьи, которая помогла бы безболезненно пережить нынешний кризис.

Ничего из предложенного нами, не было взято на вооружение. Остался без внимания нами предложенный альтернативный бюджет на 2008 год, рассчитанный по другим основными принципам и параметрам. Главным же параметром федерального бюджета по-прежнему остается стоимость нефти на международном рынке. Причем трехлетний бюджет рассчитан по завышенной цене за баррель, которая в последнее время неуклонно снижается. В итоге сегодня заморожена ипотека и потребительское кредитование в целом. Только в России граждане продолжают платить за отопление летом, замерзая при этом зимой. Неофициальные поборы в образовании и медицине опережают даже инфляцию. Выброшенные на улицу миллионы мигрантов начинают терроризировать граждан.

Всего этого, на наш взгляд, можно было бы избежать.

Несколько слов о характере и развитии непосредственно самого кризиса.

Очевидно, что изначальным спусковым крючком мирового финансового, а затем и экономического кризиса стала рухнувшая американская ипотека, а затем и фондовый рынок. В современных условиях глобализованного мира такие потрясения в ведущей экономической державе не могли не затронуть другие страны, включая Россию. Но на наш взгляд было бы крайне опрометчиво списывать все наши проблемы только на заокеанские финансовые шторма.

И здесь, я бы выделил несколько ключевых моментов, влияющих на глубину и остроту настоящего кризиса именно в нашей стране.

Первый момент связан с фактической гибелью отечественного фондового рынка.

При общей неразвитости фондового рынка, перманентный обвал на российских биржах стал первым наглядным свидетельством кризиса. Так по сравнению с историческим максимумом, достигнутым 19 мая этого года на отметке почти 2500 пунктов, к настоящему времени индекс РТС снизился вчетверо и балансирует в районе шестисот пунктов. При этом все последние месяцы торги на ведущих российских площадках: РТС и ММВБ приостанавливаются чуть ли не ежедневно.

Все это говорит только об одном: искусственно надутый, спекулятивный фондовый пузырь наконец-то лопнул. В этих условиях, серьезную озабоченность вызывает намерение финансовых властей потратить 350 млрд. рублей государственных средств на поддержку фондового рынка в ближайшие годы.

Второй аспект – это кризис банковской ликвидности, про который мы говорили еще более года назад. Он был спровоцирован непомерно возросшими портфелями всех видов потребительских кредитов при  бесконтрольном стремлении банков к «взаимовыгодному» перекредитованию.

Спасая банковскую систему, государство выделяет на поддержку банковского сектора более 4,5 триллионов рублей в текущем и следующем годах, что составляет 14% ВВП России за прошлый год.

Между тем, есть все основания полагать, что до реального сектора экономики эти средства вряд ли дойдут. Фактически бесконтрольное выделение банкам огромных государственных денег ведет к уже наблюдаемому переделу банковского рынка и коррупционному разбазариванию бюджетных средств. В дальнейшем необходимость подобных финансовых интервенций для поддержки крупнейших банков будет только нарастать. Эту проблему отметил в своем Послании и Президент Медведев, обративший внимание на необходимость «пробить образовавшиеся в экономике финансовые тромбы».

Третий момент – это отток капитала и тенденция к значительному снижению иностранных инвестиций, которые уже сократились более чем на треть. Так, если в первом полугодии 2008 года в реальный сектор отечественной экономики  поступило 73,2 млрд. долларов иностранных инвестиций, то за третий квартал – только 17,3 млрд.

На минувший октябрь пришелся пик оттока капитала из России, составивший по официальным данным более 50 млрд. долларов. Повторю: это только за один последний месяц.

Таким образом, по данным экспертов из страны нарастающими темпами выводятся финансовые активы.

С 8 августа по 24 октября международные резервы Российской Федерации только по официальным данным сократились на 112,8 млрд. долларов и составили около 485 млрд. долларов.

На этом фоне сокращаются и золотовалютные резервы Центробанка, которые за октябрь снизились на 72,2 млрд. рублей. Эти средства  потребовались, чтобы поддерживать рубль от падения.

Если эти тенденции не удастся переломить, уже через год от государственных денежных накоплений России может не остаться и следа.

Четвертый момент. Это уже начавшееся сокращение производства с элементами потребительского кризиса. В целом это ведет к торможению развития экономики, а значит - сокращению занятости, росту числа безработных и общему снижению доходов граждан.

Взаимодействуя, эти четыре основных фактора создают основу для значительных осложнений в экономике и социальной сфере нашей страны. Будучи ответственной и конструктивной оппозицией, сегодня, мы хотели бы сформулировать и предложить всему российскому обществу первоочередные меры по преодолению негативных тенденций.

Одна часть предлагаемых нами мер носит социально-экономический характер, вторая – состоит в решении ряда назревших политических вопросов.

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ ПО ВЫХОДУ ИЗ КРИЗИСА

Прежде всего, мы положительно оцениваем ряд шагов и действий, предпринимаемых властью в целях борьбы с кризисом. Безусловно, позитивным решением было повышение до 700 тыс. рублей суммы застрахованных государством вкладов и ряд подобных мер. В то же время мы рассматриваем эти меры, как недостаточные.

Проблема в том, что основная государственная помощь сегодня оказывается финансовому сектору и крупному капиталу, не доходя до реального производства, не связанного с олигархическими структурами. Нужно заставить банки кредитовать реальный сектор экономики, в том числе: малый и средний бизнес, вводя прозрачные процедуры их ответственности перед государством.

Во-вторых, в экономике должны произойти фундаментальные структурные изменения, в том числе:

  • Нужно разрушить душащий экономику монополизм и создать конкурентную среду во всех отраслях, в первую очередь справедливо решая проблему собственности. Сегодня, когда государство помогает крупному бизнесу выплачивать зарубежные кредиты, появляется законная возможность вернуть часть олигархической собственности государству.
  • Нужно развивать реальный, производственный сектор экономики, создавая тысячи новых предприятий и, как следствие, сотни тысяч рабочих мест. Здесь не обойтись без масштабных государственных и частных инвестиций.
  • Следующее. Назрела масштабная модернизация основных фондов большинства отечественных предприятий.
  • Нужен переход к инновационной экономике, развивающей высокие технологии на основе последних достижений научно-технологического прогресса. Иными словами стране нужен мощный научно-технологический рывок. И здесь мы полностью поддерживаем задачи создания основ конкурентоспособности национальной экономики, поставленные Президентом в его ежегодном Послании.
  • И, наконец, пора не только на словах, но и на деле сделать ставку на малый и средний бизнес.

Третье. Должна быть серьезно модернизирована система управления экономикой, в том числе:

  • Пора ликвидировать сложившуюся систему управления, в основе которой не государственные интересы и управленческая эффективность, а, нередко: круговая порука, личная преданность и семейно-коммерческие связи.
  • Нужно брать на государственную и муниципальную службу квалифицированные и профессиональные кадры, обеспечивая им достойные условия для жизни.
  • Каленым железом нужно выжечь любые условия для коррупции и так далее.

Четвертое. Абсолютно назрела необходимость оптимизировать налоговую систему, что мы предлагали сделать уже неоднократно. Например:
          -- снизить налог на прибыль до 18%,
          -- снизить НДС до 10%,
          -- снизить НДС на лекарства и продукты первой необходимости до 5%,
          -- освободить от налогообложения предприятия малого бизнеса в первые пять лет деятельности.

Кроме того, мы предлагаем дифференцировать налоговые ставки по отраслям. Разве могут быть одинаковыми ставки налогов для металлургии и производства лекарств?

Мы также предлагаем для инновационных разработок ввести льготное налогообложение сроком на три года.

После введения этих мер необходим мораторий на налоговые изменения сроком, минимум, на три года.

Пятый момент. Нужно вкладывать средства государственных денежных накоплений в собственную экономику и инфраструктуру на основе предложенных «ПАТРИОТАМИ РОССИИ» и Народным правительством механизмов их безинфляционного включения.

И ряд других.

Мы уверены, что реализация данного пакета мер способствует минимизации последствий кризиса, как для экономического развития нашей страны, так и для спокойной жизни ее граждан.

Ключевым фактором успешного преодоления негативных тенденций мы видим консолидацию всего российского общества и ответственных политических сил для решения общих задач в интересах страны и народа. И здесь мы считаем, что необходимо решение ряда принципиальных политических вопросов.

О ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ

Мы уверены – лучшей гарантией от масштабных потрясений является дальнейшая демократизация общественно-политической жизни страны. Надо сказать, что некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. В их числе: формирование оптимальной для страны партийно-политической системы из шести-семи политических партий и ряд других.

Ряд позитивных политических изменений намечены, и в Послании Президента России Федеральному Собранию. Многое из предложенного Президентом созвучно нашим позициям, представленным в предвыборной программе партии «Патриоты России – курс на страну №1» и в ряде других документов. Это вопросы развития многопартийности, более демократичного порядка формирования Совета Федерации, отчетов исполнительной власти перед законодательной, повышения роли органов местного самоуправления и ряд других.

В то же время, ряд обозначенных в Послании мер остаются недостаточными для решения главной задачи: формирования действительно демократической, открытой, честной и справедливой политической системы с активным включением граждан в общественно-политическую жизнь страны.

В этой связи, политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» выходит к Президенту и Федеральному Собранию России со следующим пакетом мер и предложений.

Первый основополагающий принцип. Все партии в России должны быть в равном правовом и политическом положении, независимо от того парламентские это партии или нет.

Второе. Вместе с отменой избирательного залога предлагаем ликвидировать и сбор подписей на выборах всех уровней. При нынешнем числе партий и строгости регистрационных процедур, сбор подписей уже не выполняет свою функцию фильтра от недобросовестной конкуренции. Сегодня, особенно на региональном и местном уровнях, сбор подписей нередко сам становится инструментом в нечестной игре.

Третье. Мы еще два года назад предлагали ввести ежегодные отчеты Правительства России перед Государственной Думой, а сейчас считаем, что в этом вопросе нужно идти дальше. Мы предлагаем придать этим мерам системность, сделав отчетность одной из фундаментальных основ деятельности всех государственных и муниципальных органов.

Четвертое. Мы предлагаем восстановить смешанную систему избрания депутатов Государственной Думы и региональных законодательных собраний, как наиболее отвечающую потребностям формирования гражданственности и расширения участия граждан в общественно-политической жизни страны.

Пятое. Поддерживая принятое в Послании направление на дальнейшую демократизацию порядка формирования Совета Федерации, мы предлагаем пойти в этом вопросе дальше и перейти на прямые выборы членов Совета Федерации со сроком полномочий в пять лет.

Шестое. Государственное финансирование в рамках политической системы должно касаться всех зарегистрированных в стране партий. Разумеется, в разных объемах  - в зависимости от уровня представительства в федеральном и региональных парламентах.

Седьмое. В целях дальнейшего развития отечественной многопартийности и выравнивания условий деятельности всех партий, мы предлагаем дать равные гарантии освещения в СМИ деятельности как парламентских, так и непарламентских партий в России.

На наш взгляд все это позволит решить задачу построения в России действительно демократического и свободного общества. Совместными усилиями политических партий, общественных объединений, всех граждан выйти на траекторию энергичного и устойчивого развития. Помимо этого, только реальная политическая конкуренция может стать основой настоящей борьбы с коррупцией.

О РАЗВИТИИ ПАРТИИ

Несколько слов о положении, развитии и перспективах партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в нынешних социально-экономических и политических условиях.

На сегодня нам с вами удалось решить главную задачу-минимум – у политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» есть свое место в обновленной партийно-политической системе нашей страны. Мы вошли в число семи зарегистрированных партий, действующих на территории России.

Во-вторых, в это сложное время, мы решили основные вопросы нашей внутренней перестройки.

В-третьих, довожу до сведения делегатов, что Центральный Политический Совет вынес на обсуждение нашего Съезда вопрос об объединении партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» с Российской партией Мира и Единства. Вчера Съезд этой партии принял решение о присоединении к нам. Считаю, что такое объединение способно усилить нашу партию и прошу вас поддержать это решение.

В рамках этого вопроса я предлагаю Съезду расширить состав Центрального Политического Совета нашей партии, включив в него:

  • во-первых, руководителей Российской партии Мира и Единства:
          -- Умалатову Сажи Зайндиновну,
          -- Шашвиашвили Ивана Арчиловича,
          -- Василихина Николая Ивановича.
  • и во-вторых, наших с вами соратников, с которыми мы уже ни один год рядом, в бою:
          -- Глотова Сергей Александровича – председателя Комитета Краснодарского регионального отделения нашей партии, министра юстиции Народного правительства;
          -- Рогатко Ирину Владимировну – которая недавно назначена Исполнительным директором партии;
          -- Рогожкина Сергея Валентиновича - председателя Комитета Кировского регионального отделения партии;
          -- Айдинову Ларису Юрьевну – главного редактора газеты «Патриоты России».

     

Рассчитываю, что делегаты VIII Съезда подержат эти два предложения.

В-четвертых, перед нами сегодня встают задачи дальнейшего развития партии. Это:

           -- прежде всего, создание новой модели деятельности партии на основе самых современных методик партийной работы,
           -- укрепление кадрового состава региональных и местных парторганизаций,
           -- обновление идеологии патриотизма и наших программных документов,
           -- полная модернизация работы Народного правительства,
           -- самое активное участие в региональных и местных выборах

Уважаемые друзья!

Впереди у всех нас непростое время и сложные задачи. Но мы, «ПАТРИОТЫ РОССИИ», считаем, что их решение возможно. Россия всегда сплачивалась в трудные времена. Но для этого граждане страны должны быть уверены в справедливости социально-экономического курса и честности власти. Мы верим в счастливое будущее России и ее возможность стать страной №1 в мире.